Поделиться ссылкой

Новый дизайн сайта

Всего ответов: 11

Гомольшанские леса

Поход в Гомольшанские леса назревал у меня уже довольно давно, еще в прошлом году. Немного затруднительно туда, конечно, добираться. Транспортом для пешеходного туриста тот район не особо "богат", разве что "раздувать" маршрут до 40 км, но и то, часть времени придется идти по дорогам. Можно было, в принципе, ехать балаклейским автобусом до Задонецкого, откуда всего 6 км до Коропово, но автобус выходит из Харькова в 9.00, что уже поздно. Поэтому было решено ехать до Змиева на утренней электричке, а там взять такси до Коропово (такси нам обошлось в 60 грн одна машина /на 6 человек две машины - итого 20 грн на человека/. Такси довезло нас прямо до моста к Кроповым, откуда собственно и начался наш поход.

Полюбовавшись видом на Северский Донец, который не испортили даже понастроенные там злачные увеселительные заведения, мы наконец-то вступили на территорию Гомольшанских лесов.

О чем нам и сообщили лесники, поджидающие посетителей сразу за мостом. О них меня вообще-то предупреждали еще раньше, когда я звонил в лесничество, уточняя маршрут, дабы не попадать на заповедные территории и пытаясь расспросить о возможности туда добраться (об этом в лесничестве мне так ничего путного не сказали).

Лесники оказались охочими до разговоров, видать с утра у них не много посетителей. Заплатив положенные пять гривен с человека за посещение лесов и получив чек и брошюрки про леса (брошюрки правда дали только девушкам),мы зашли в Коропово.

Первым пунктом нашего похода были развалины монастыря, находящиеся в самом селе. Об этих развалинах узнал из инета и было интересно, что там в селе за монастырь, тем более на Северском Донце. Найдя в инете координаты, пошли искать эти самые развалины, благо было хоть по пути. Монастырь по координатам сначала так и не удалось найти, поэтому решили воспользоваться старым проверенным способом – спрашивать у местных, которых, правда, еще надо было найти в 9 утра. Наконец-то найдя одного мужика около магазина и спросив у него про монастырь, на что получили неопределенный кивок – типа вам туда, за магазин. За магазином оказались некие остатки фундамента, чуть раскопанного из земли, чтобы хоть что-то было видно. А также стоял крест, указывающий, что именно здесь и находятся эти самые развалины.

Не особо впечатлившись историческим наследием, двинулись дальше. Следующей точкой была Козачья гора, путь к которой нашелся практически сразу.

Тропа на гору была облагороженная, в крутых местах состоящая из полуразвалившихся деревянных ступенек, по которым довольно легко можно было взойти наверх. По пути отклонений не было, так что до вершины добрались легко.

На вершине открывался потрясающий вид на Донец, который не портил даже шум и проносящиеся периодические водные мотоциклы.

Внизу был пляж, но спускаться мы туда не стали, хотя и спуск был довольно крутой

На вершине устроили небольшой привал, немного перекусив наслаждаясь видом на реку

Уже уходя с Казачьей встретили конкурирующую фирму - группу велосипедистов - их авангард на полминуты разминулся с нашим арьергардом (эту группу мы кстати обгоняли, когда ехали на такси в Коропово).  Так что пообщаться не получилось.

Долее мы решили не идти по дорогам - все-таки это совсем неинтересно. Поэтому найдя небольшую тропку, ведущую от Козачей дальше вдоль Донца, мы пошли по ней. Тропа была так себе, часто прерывалась и терялась в кустах и траве, поэтому вскоре нам пришлось идти сквозь лес напролом. И опять мы, как и в прошлый раз попали во всем уже полубившиеся болота вдоль берегов Донца.

Обойти их нам не удалось, так что решили, как обычно, идти вброд

Что в этот раз болото уже вызвало бурю энтузиазма у большинства участников.

Продравшись сквозь болота, вышли наконец-то к Донцу, где и решили скупнуться.

Водичка была просто замечательной.

По итогу выяснилось, что мы попали на некий полуостров, где к Донцу примыкает протока, через которую даже мы не рискнули перебираться, так как сделать это можно было только вплавь.

Посему нам пришлось возвращаться по своим же следам все через то же болото.

Обойдя это протоку, мы двинулись дальше по лесу, по какой-то старой, довольно сильно заросшей дороге, сопровождаемые целым роем комаров, которым, в принципе, не особо сильно мешали применяемые против них средства, примененные некоторыми участниками. Спасало лишь одно - движение.

Но лес со злыми комарами все-таки закончился и мы вышли к берегам реки Гомольша, недалеко от села Сухая Гомольша.

В само село решили не заходить, лишь сделали небольшой привал возле моста через Гомольшу. Река это относительно небольшая и почти полностью заросшая камышом, лишь возле моста была небольшая заводь с кувшинками

Отдохнув немного на мосту, нашли одного безбилетного пассажира - впившегося одному из участников группы клеща, которого и вытащили имеющимися подручными средствами, а именно ключом, каким-то спиртом (средство от укуса комаров) и волосом

Клещ особо не упорствовал, вылез минут через пять-семь.

Спрятав клеща в рюкзак (видимо для того, чтобы позднее дома ему по настоящему люто отомстить), мы двинулись вдоль кромки леса по направлению к Великой Гомольше. Справа были Гомольшанские леса, слева - река Гомольша.

По дороге периодически встреча различную живность

которая вызывала переполох у некоторых из участников похода.

Хотя на фотке - медянка, практически не опасная для человека. Как мне после объяснили по скайпу - если не совать ей пальцы в рот, ничего типа не случится (с кем это я хожу по лесу - они уже собираются змеям пальцы р рот засовывать, скоро, наслушавшись рассказов от Беара Гриллса - они их еще и живьем есть начнут? мне уже страшно с такими людьми бывать в глухом лесу).

Долее по дороге встретили еще одну группу велосипедистов, узнававших направление на Харьков. Сказав, что они едут правильно и рано или поздно все-таки доберутся до города (все-таки ведь земля круглая) мы пошли дальше.

Очередной привал устроили возле озерца в конце Добрицкого яра. В озерце купаться не захотели, не совсем уж подходила для этого. Тем не менее в озере было очень много головастиков, питающихся на мелководье. Эти головастики набрасывались на все, что кидали им в воду - хлеб, крекеры (даже гриб с дерева).

Так наблюдая за головастиками народ медитировал часа пол и мне стоило немалого труда и усилий поднять их наконец-то с привала и двинуться дальше в путь (фото головастиков так никто и не сделал).

Разрыв страницы

Наконец-то мы встретили табличку, висящую на дубе и возвещающую о том, что начинаются Гомольшанские леса (для нас, соответственно, они заканчивались).

Решив однако, что нам еще мало было леса и бурелома, мы свернули резко вправо, направляясь вглубь леса, тем более по карте там было возвышенность, на которую ради куража и спортивного интереса стоило подняться.

Лес был тут практически лиственный, с большим количеством крапивы и подлеска, что оценили туристы, отправившиеся в поход в шортах. Все-таки, говорят, крапива - лечебная вещь.

Побродив еще немного по лесу, двинулись в сторону села Великая Гомольша

Продираясь сквозь лес и заросшие дороги.

К селу вышли быстро, распрощавшись таким образом с Гомольшанскими лесами

Пройдя сквозь село, вышли к системе озер, отгороженных друг от друга рвами.

Большая часть озер либо была небольшой, либо заполненная топляком, так что купаться не получилось

На одном из берегу обнаружили колонию стрижей или ласточек

Так как купаться нельзя, решили просто устроить привал в нети на берегу озера (по всей видимости искусственного)

в другом конце села снова прошли вдоль озера, судя по всему и это озеро расширяли, подтопляя окрестные территории (видать у них там манечка такая в Великой Гомольше)

На дамбе между двумя озерами нашли довольно большую черепаху, которая практически уже вылезла на асфальтную дорогу

Устроили черепахе небольшую фотосессию

После чего решили убрать черепаху с дороги, отнести ее в озеро (правда отнесли в то озеро, откуда она выползла)

Далее наш путь следовал мимо села Клименовка к одноименной жд станции.

По пути, в принципе, был еще один объект - часть Украинской линии укреплений - остатки форта Западня. Но форт был распахан еще в 90-х годах, так что особо его не искали, да и со временем уже был напряг.

Проложив прямую к жд станции, и пройдя часть пути по полевым дорогам, мы снова уперлись в лес, который также решили пройти по прямой.

Дорога через лес почти полностью заросла молодняком метра под два, два с половиной, так что в некоторых местах приходилось идти очень тесной группой, чтобы не потеряться

Лес еще и прорезал овраг, так что приключений хватало

Тем не менее по пути еще успели сделать пару неплохих кадров

Продравшись наконец-то сквозь и этот лес, вышли к жд полотну, пройдясь вдоль которого примерно с километр, вышли к платформе. Электричка, на которую мы бежали и, кстати, не успели бы, не пришла, но в запасе была еще одна, через полчаса. Так что у нас даже было время сбегать в деревню, набрать воды.

Собственно наш маршрут

ЗЫ. желающим повторить этот маршрут - ответственности за моральный и материальный ущерб при прохождении повторно этого трека я ответственности не несу

P.S. В течении похода мы не наступили ни на одно гнездо, ни причинили никакого ущерба дикой природе, хоть и ходили не по дорогам. Так что и впредь планируем так ходить

Даже черепашку отпустили, причем она не утонула, она умеет плавать

P.P.S. И пусть завидуют те, кто не захотел или ввиду болезни, нежелания, других катаклизмов и обстоятельств непреодолимой силы не пошли с нами в этот замечательный поход.