В четверг вечером, накануне похода в Харькове прошел сильный ливень с бурей, из-за чего двое из участников решили остаться дома. Остальные участники решили не откладывать уже распланированный поход. В результате пришлось в экстренном порядке перебрасывать продукты (правда, один из участников, привез продукты к вокзалу).
Итого в поход нас отправилось пятеро.
Забегая вперед, могу сказать, что никаких проблем с грязью в походе практически не было, разве что по дороге к вокзалу – пришлось объезжать поваленное бурей дерево на улице Маршала Батицкого, да и чуть грязи, опять же по дороге к вокзалу. Далее, за исключением небольшого отрезка в метров 300 дороги были в отличном состоянии (в плане «сухости грунта», разбитый асфальт едва ли был последствиями бури).
В электрички погрузились без проблем (взятые багажные билеты дали возможность не разгружать/разбирать велы и пройти контроль без вопросов).
О харьковских усадьбах, посещенных нами в этом велопоходе, написано много, в том числе и довольно хороших исторических и архитектурных справок, поэтому я не буду сюда копипастить то, что можно найти и так, пытаясь поумничать.
День 1
Утром в электричку погрузились почти без проблем, народу было не много.
Ехали на электричке с пересадкой в Огульцах. Платформа в оОгульцах высокая, что очень удобно, не надо стягивать груженый вел, а после снова затаскивать в электричку.
Стартовали с ж/д Водяное (то, что за Марьином).
От Водяного поехали в сторону Бидылянского водохранилища. Ехали по асфальту.
На водохранилище сделали привал на обед и покупались. Вода в водохранилище теплая, но оно мелкое, да и дно илистое.
Вдоль Бидылянского водохранилища и дальше ехали по грунтам. Грунты были хорошие, сухие. Не следа от ливня, который был за день до этого в Харькове.
Пересекли реку Мерчик и несколько притоков-ручье в Мурафе.
Церковь в Мурафе
От Мурафы к Владимировке идет отличный асфальт.
Въезд в Натальевскую усадьбу пропустить очень сложно – его отмечают отлично сохранившиеся ворота.
В самой Натальевке встретили пару групп туристов (приехавших на машине). А так народу довольно мало, лишь несколько местных, выпасающих скот на территории.
Осмотрели храм, он очень отличается от церквей, которые обычно строят в наших местах (храм построен в «северной» манере, больше подходящей для Новгорода)
Вышли и к флигелю со львами
Вышли к водонапорной башне. Как по мне, так ворота и эта башня, построенные в одном стиле, и составляют основную достопримечательность Натальевской
усадьбы.
Рядом с водонапорной башней куча битого кирпича, видно, что снесли какие-то строения.
В этот раз мне удалось пробраться внутрь водонапорной башни (до меня уже кто-то постарался открыть окно). Внутри, как видно на фото, сохранились еще лестницы и решетчатые перегородки, далее третьего этажа лезть не стал – слишком уж ржавыми выглядели полы и крепления к башне, да и опускаться вниз не было желание – верху капала вода.
По дороге к Конюшням наши еще один след «очищения» территории от «лишних ветхих зданий». На это раз – деревянного. Хотя на остатках входа еще видна резьба, довольно хорошо сохранившаяся.
Что это были за здания и почему их решили снести, а не пытаться реконструировать, сохранить – не знаю, но решение о сносе явно ошибочное.
Зашли и на остатки конюшен и манежа.
Больше, насколько я помню, на территории нет ничего примечательного, поэтому поехали дальше, в сторону Городнего и Поющих террас.
Дорога к Пыльнянке была по прежнему отличной, асфальтной. Автомобили там почти не встречались.
В Пыльнянке проехали мимо лесничества и местного питомника для деревьев (в основном дубы).
От Пыльнянки до Городнего дорога шла уже грунтовая, причем сразу за Пыльнянкой был еще убитый асфальт с кучей ям, ближе к реке Мерла – уже хорошие грунты.
На Мерле и сделали небольшой привал.
Река приглянулась мне еще в прошлый раз – довольно симпатичная, хоть и маловодная. Дно – песчаное, по краям заросли камыша. Река очень мелкая – по середине едва ли сантиметров 10 глубина будет (по крайней мере, там, где мы на привал остановились, может, есть и заводи, где можно купаться). В реке очень много маленьких сомиков, рыскающих в песке, по словам участников – если есть сомики, вода очень чистая. Мы не удержались и побродили чуть по реке, при этом сомики иногда даже чуть покусывали за ноги (не больно, просто довольно неожиданно).
Речушка меня настолько впечатлила, что я даже подумываю, а не устроить ли небольшой поход вдоль нее.
Далее въехали в Городнее. Так как планировали становиться там на прудах, решили по дороге набрать воды.
Первый колодец забраковали из-за мутной воды.
Второй колодец был тоже не особо – слишком много насекомых было на поверхности, но их хотя бы можно убрать.
Набрав воды, двинулись вгорку к террасам.
На террасах пробыли полчаса, может чуть больше. Размах стройки, конечно, впечатляет: а ведь строилось все это вручную, без техники. А земляных работ, которые наиболее тяжелые в строительстве, тут очень много и по времени и по объему.
Яблоки в садах пока еще не поспели.
Вдоволь насладившись акустикой этих мест, решили ехать искать место для ночлега, ночевать я планировал на этих прудах, чуть дальше от многолюдных пляжей.
Ближайший к террасам пруд попытались объехать слева – туда вела хорошая дорога.
Однако скоро дорога превратилась в тропинку, а после пропала вообще. Возвращаться назад было (да и не в моих правилах), поэтому пошли вперед. В результате с велами залезли в такие дебри, где и пешему было бы сложно, хотя, что за поход без приключений.
Зато нашли отличную просторную поляну, где можно было поставить намного больше палаток. К вечеру приехали пару местных на машине, но разговор, несмотря на опасения, получился довольно мирный: нам объяснили, что рыбу ловить категорически запрещено, на что мы ответили, что рыба нас не интересует. Этот же парень еще проходил мимо пару раз, как бы случайно – но его больше интересовала сижа и берег, точнее отсутствие там рыболовных снастей или других следов ловли рыбы.
В общем, место для ночевки было удачное, дров по округе хватало, были кирпичи, из которых можно было сложить печку.
Итого за день проехали 37 км
Ехали преимущественно по асфальту, чуть грунтов в районе Бидылянского водохранилища и реки Мерчик, в районе прудов в Городнем.
День 2
Утро второго дня началось с дождя. Дождь шел довольно долго, так что проснувшись, опять уснули, все равно по дождю делать было нечего. Разбудил нас около 9.30 заигравший чей-то мобильник.
Дождь к этому времени закончился. Пока приготовили кушать, позавтракали, помыли посуду, начали собирать вещи, ливень снова начался. Благо палатки не успели собрать.
Благо, еще с вечера накрывали велы самодельным тентом, который я захватил на всяк случай (в основном – чтобы нарывать велы от утренней росы). Тент на 100% от такого ливня защитить не смог, велорюкзаки у некоторых были мокрые в той или иной мере.
Из-за утреннего ливня мы сильно задержались со стартом – смогли выехать только в обед. В результате мы уже не попадали в Краснокутский дендропарк. Поэтому я решил пропустить одну из точек маршрута, а к Шаровке ехать вчерашней дорогой, так как точно знал, что дорога до Мурафы будет проезжаемая даже после такого дождя, а от Мурафы до Шаровки – асфальт.
По пути нашли еще источник в районе озер.
После у нас был небольшой отрезок дороги, непригодной для вела, но его можно было частично объехать, поднявшись в горку на асфальт.
К тому же оттуда открывался отличный вид.
В результате мы выехали к все тем же Поющим террасам. Если бы вчера поехали не направо, а налево, то к месту стоянки выехали бы по отличной дороге и не кормили бы комаров и не обжигались о крапиву, лазя по лесопосадке. Но ехать всегда по дороге – скучно.
Возвращаться, как я уже и говорил, пришлось по своим же «следам», вплоть до Мурафы. По дороге в Мерле, кто желал, помыл велы.
За Мурафой поехали по трассе в сторону Шаровки, дрога там, не особо загружена.
Поворот на Шаровку на трассе ничем не отмечен (как после выяснилось знак ваяется в кювете в лесопосадке
На нем хоть доброжелатели пометили, что это поворот на Шаровку.
В Шаровку мы приехали уже под вечер.
Что очень приятно удивило – это ухоженный цветник возле фонтана перед главным входом – сразу чувствуется, что за ним следят, пропалывают, поливают и т.д.
В принципе, сам я был в Шаровке уже не раз, в том числе и зимой, но вот вечером – впервые.
В парке, в особенности возле камня любви было уже сумрачно и темновато.
А на прудах очень много комаров.
К тому же было уже поздно, пора было думать о привале на ночь, поэтому посещение Шаровки было немного «скомканным».
Тем не менее, на нижние пруды и липовую аллею мы все-таки съездили. Разве что вдоль дальних озер не прогулялись.
В колодце за усадьбой набрали воды - но там она была немного мутной. Местные сказали, что такая вода везде в Шаровке, пить ее можно. Один даже предложил поменять свой мотоцикл на вел...
Здание уже в самой деревне, судя по всему – возможно, является и «современницей» усадьбы. К сожалению фоткал против солнца, фотография
получилась плохая.
Ночевать я планировал на Алексадровском водохранилище, поэтому в еще в Шаровке свернули на грунты и поехали к Александровке. Дорогам там нормальная, только в паре мест было немного песка.
К водохранилищу уже подъехали на закате. Ночевать решили на левом берегу (если стоять на дамбе). Там организована платная рыбалка, но нас через шлагбаум пропустили без проблем. Все места, конечно, были уже заняты.
Доехали до места, где заканчивалась дорога и начиналась тропинка. Сидящая там компания заверяла нас, что дальше тупик. Но я, не послушав их, двинулся дальше, идти пришлось пешком (народ снова начал вспоминать вчерашний вечер).
Чутье не подвело меня и на этот раз. Пройдя метров 500 нашли, более-менее сносную поляну: места для двух палаток и костра хватало, дров было более чем в избытке (даже идти никуда не пришлось).
Разве что с местом для купания было не очень – под ногами был ил и муляка.
Протяженность маршрута 42 км
Ехали преимущественно по асфальту, чуть грунтов в районе прудов на Городнем, возле реки Мерчик, от Шаровки до Александровского водохранилища.
День 3
Несмотря на то, что к месту стоянки нам пришлось идти минут 15 пешком через лес по тропинке, выезжать было удобнее – метров через 70 от нашей полянки
снова начиналась отличная грунтовая дорога в сторону Нового Мерчика. Утром один из участников уехал – ему надо было попасть домой пораньше, поэтому дальше поехали вчетвером.
Дорога была отличная, солнце светило ярко, одним словом – отличный отдых.
В Новом Мерчике проехали мимо гнезда аиста, в котором были пару птенцов. Местный житель, увидев, что мы фотографируем, все допрашивался, на каком сайте будут выкладывать фотки…
Дорога в тех местах отличная, кое-где асфальт, кое-где грунт. Остановились покупаться, купили домашнего молока.
После поехали к усадьбе Шидловских в Старом Мерчике.
Церковь в Старом Мерчике
«Жертвенный камень» (по крайней мере, так написано везде в инете)
Каменная баба
Возле усадьбы уже было довольно много народу, часть сидела на «пикнике» в тени деревьев, часть бродила по усадьбе.
Эта усадьба была единственной, внутрь которой можно зайти (не считая моей вылазки в водонапорную башню в Натальевке). Внутри еще можно заметить «остатки былой роскоши» вместе с разрухой.
После усадьбы Шидловских я предложил группе проехаться посмотреть еще и Гиеевку под Люботином, тем более туда было недалеко, да и сесть можно было после там на электричку и доехать домой.
Но народ скуксился, сказал, что ему туда уже не хочется, хочется купаться и т.д. В общем в Люботин, кроме меня уже никто не захотел (хотя не спорю,
в первоначальных планах его не было).
После непродолжительных препираний группа выбрала вариант покупаться и приехать пораньше на вокзал. Я психанул и решил – раз уж группа хочет купаться, то пусть сама и ищет где (в Старом Мерчике действительно негде, даже поблизости). В результате мы поехали на ставок в середине Мерчика. Ставок больше для ловли рыбы, все пляжи заняты местными. По итогу час торчали в центре поселка, где шумно, купаться никто не захотел, мимо периодически шастал подвыпивший народ… Да и настроение было не особо.
Назад погрузились в электричку (на вокзале сидели минут 40, после еще часа пол в электричке). Единственное, что радовало – платформы в Огульцах высокие, вел затаскивать легко.
Протяженность маршрута за третий день всего 33 км
Ехали преимущественно по асфальту, грунтов было мало.
Общая протяженность маршрута за 3 дня получилась 112 км (многие проезжают больше и за день, но цель похода была посмотреть достопримечательности и
отдохнуть на природе).